Что такое роялти

Основные понятия

В статье пойдет речь об основных понятиях, с которыми встречается предприниматель выбирая франшизу. Рассмотрим понятие «роялти», его виды, способы расчета и выплаты роялти. Приведем средние показатели по конкретным областям деятельности.

Роялти, что это такое простыми словами

Роялти – это ежемесячный платёж, который взимается на продолжении всего периода активности франчайзингового филиала. Сумма платежа колеблется от тысячи до сотни тысяч в месяц, всё зависит от влияющих факторов. Основными являются факторы, которые  определяют количество услуг входящие в стоимость, а также известность бренда компании-франчайзера.

Приобретая франшизу, предприниматели, в некоторых случаях, заключают договор о выплатах на регулярной основе владельцу бренда. В отличие от паушального взноса, который выплачивают единоразово, за право пользования брендом, роялти – постоянные отчисления по контракту. Это не является кредитом или рассрочкой, сумма выплат зависит от полученной прибыли за время пользования интеллектуальными правами. Это весьма выгодный вариант, если у вас нет полной суммы для покупки прав пользования.

Виды роялти

Рассмотрим три основных вида роялти, которые встречаются на практике. Способ выплаты обязательно должен быть указан в договоре коммерческой концессии (договоре франчайзинга).

Процент от оборота

При этом выборе покупатель франшизы выплачивает франчайзеру некоторый процент от всех объёмов продаж. Сам процент определяется и выплачивается согласно результатам работы фирмы за фиксированный период.

Процент от прибыли маржи

Маржа – это разница между ценой и себестоимостью. Такой вид интересен для франчайзи, в чьих магазинах установлена различная наценка на товары, только тогда, когда он строго контролирует политику ценообразования как розничных, так оптовых продаж.

Фиксированная ставка

Фиксированная ставка – регулярные платежи по договору, которые имеют конкретный процент от продаж. Эта сумма привязана к стоимости услуг продавца франшизы, количеству его предприятий, площади всех строений, числу клиентов.

За что франчайзер получает роялти

В переводе с английского royalty -авторский гонорар, отчисления владельцу патента.
В первую очередь это за то, что вы продолжаете работу под брендом головной компании. Есть также и другие пункты:

  1. Контроль качества выполняемой работы сотрудниками франчайзи. Головной офис имеет право для направления в свои филиалы всякого рода проверок, например, тайных покупателей, для определения уровня предоставляемых услуг.
  2. Помощь и консультирование. В случае возникновения определённых вопросов покупатель франшизы может обратиться за помощью в решении в главный офис. Это особенно актуально в первые несколько месяцев, когда вопросов накапливается слишком много.
  3. Сопровождение (юридическое, техническое, кадровое). В случае увольнения сотрудника головная компания вправе помочь с подбором и обучением нового работника. Также, когда в адрес франчайзи приходит запрос из различных контролирующих органов, он имеет право перенаправить его для решения в головной офис компании, где юридический отдел произведёт всю необходимую обработку. В этом случае отсутствует необходимость в найме юриста, кадровика и других специалистов.
  4. Ведение рекламной компании и социальных сетей. Здесь также пропадает необходимость в приёмке на работу отдельного специалиста по рекламе.
  5. Работа горячей линии и хостинг сайта. В случае, когда на горячую линию поступает звонок от регионального клиента, он может быть переадресован покупателю франшизы.

Размер роялти

При составлении коммерческого соглашения или заключения договора, в документах прописывается основание для начисления роялти. Именно они служат для определения процентов или фиксированной суммы выплат. На размер роялти оказывают влияние следующие факторы:

  • Конкуренция;
  • Популярность бренда;
  • Заработная плата персонала и прочие затраты на содержание предприятия;
  • Потенциальный доход (приблизительно).

Тем не менее, строгой инструкции по начислению роялти не существует. Законодательно не установлено ни каких конкретных сумм и процентов. Всеми расчётами продавцы франшизы занимаются самостоятельно. Именно поэтому в ряде случаев возникает недовольство с обеих сторон. Условия имеют прямую зависимость от нескольких факторов, а именно:

  • Чистого дохода и валового;
  • Присутствие дополнительной прибыли от продаж;
  • Стоимость партии или единицы товара;
  • Расходы на рекламу;
  • Себестоимость продаваемой продукции;
  • Различные расходы на закупку и обработку сырья.

Это все те факторы, что оказывают прямое влияние на формирование роялти.

Важно! Сумма ежемесячных выплат рассчитывается только в случае выбора фиксированного роялти. При выборе выплат процентов определяется только ставка.

Ставки роялти

Ставка – это процент от выручки, который получит продавец франшизы за пользование бренда. На ставку влияют следующие показатели:

  1. Рыночная конкуренция;
  2. Область деятельности;
  3. Регион покупателя.

Покупая франшизу по заведомо завышенной ставке, риск прогореть, увеличивается в несколько раз. Также и франчайзер не станет предоставлять условия под низкий процент, это может разорить его самого.

В настоящий момент средней ставкой в любой отрасли является 6,5%. Показатели по конкретным областям деятельности могут разниться, например:

  1. Сети фаст фуда – свыше 10%;
  2. Торговля недвижимостью – 7,5%;
  3. Ресторанный бизнес – 4,5%;
  4. Образование – 8,5%;
  5. Розничная торговля – 6%.

В некоторых случаях продавцы франшизы лояльно относятся к регионам, где их продукция еще не продавалась и филиал получается первый в своём роде. В этом случае можно применять меняющуюся ставку роялти основываясь на доходе. Правда, получить соглашение сторон в таком случае весьма не просто.

Когда оплачивается роялти

Строго фиксированных дат и чисел по выплате роялти не существует. Все эти пункты прописаны в заключённом соглашении, как правило, это один раз в месяц или в квартал. Реже встречаются случаи с выплатами один и два раза в год, но и такие варианты тоже есть.

Всё дело в том, что с технической точки зрения расчёт роялти весьма трудоёмкий процесс, поэтому, чем короче периодичность выплат, тем сложнее бухгалтерии. Обычно в организации есть определённый момент времени, выделенный бухгалтеру для расчёта роялти, и все договора подгоняют под это время.

Франшизы без роялти

Да, существует и такой вариант, когда франшиза продается без ежемесячных отчислений. Но, надо понимать, что без роялти, фактически означает «без поддержки». Вы остаетесь один на один со своим бизнесом.

Лучше рассмотреть вариант, когда франчайзер снижает регулярные платежи, либо начинает их получать со второго или третьего месяца, когда предприятие уже фактически стало на ноги.

Юридические и налоговые нюансы

Продажа франшизы динамично используется в юридической практике на территории РФ, значительно реже в СНГ.

Роялти принадлежит к области международного права. Налоговое управление роялти происходит как по внутрироссийскому  законодательству, так и по межгосударственному. Главная проблематика на правовом этапе – двойное налогообложение прибыли. Для исключения подобной ситуации стороны должны представить в ФНС сведения о расположении каждой из организаций и фактическое право на получение дохода. Эти аспекты особенно важны для покупателя иностранной франшизы. Предоставление информации по ст.312 НК РФ сделает возможным получение пониженной ставки на выплату налогов.

На данный момент роялти попадает под следующие виды налоговых выплат:

  • Налог на добавленную стоимость.
  • НДФЛ для физических лиц на прибыль.

Также в п.26 ст.149 НК РФ указаны предметы интеллектуальной собственности, которые в свою очередь не имеют налогообложения на роялти:

  • Опытные экземпляры разработок;
  • Специализированная продукция (ноу-хау);
  • Компьютерное ПО;
  • Запатентованные разработки и изобретения;
  • Модели, имеющие практическое использование.

С полным перечнем можно ознакомиться в налоговом кодексе РФ.

Для того, что бы исключить выплату налогов на интеллектуальную собственность, не обязательно заключать договор роялти по франшизе. Отсутствие НДС  распространяется на все случаи.

Роялти в российском законодательстве

Российское законодательство не содержит отдельного пункта для роялти, но предусматривает уплату определённую лицензионным договором о вознаграждении, согласно ч.5 ст.1235 ГК РФ.

Налоговый кодекс, в свою очередь, предполагает отнесение к расходам за использование прав интеллектуальной собственности и средствами индивидуализации (п.37 ст.246, ст.250 НК РФ).

Проблемы связанные с роялти

Помимо большого количества плюсов и положительных сторон у роялти также есть и недостатки, а именно:

  1. Повышенный контроль со стороны франчайзера;
  2. Придирчивое внимание к тонкостям и особенностям использования бренда;
  3. Риск уйти в убытки, в случае, когда франчайзер установил слишком большой уровень выплат.

В большинстве случаев продавец франшизы сам заинтересован в раскрутке своего бренда на территории региона фрачайзи, так как это позволит получить собственную прибыль. Встречаются и противоположные случаи, когда покупается откровенно плохая франшиза для данного региона с завышенными роялти – это приводит к недовольству франчайзера и отсутствию прибыли.

Из-за  отсутствия прибыли некоторые франчайзи перестают платить роялти (или даже не начинают), это может привести к тому, что франчайзер обратится в суд и будет прав, так как у вас с ним заключен договор, который обязаны соблюдать обе стороны, а не выплата роялти является нарушением данных обязательств.

Преимущества роялти

Завершая данную статью, хотелось бы ещё раз выделить все положительные стороны роялти для франчайзи:

  • Начало бизнеса под эгидой популярного бренда без огромных вложений;
  • Отсутствие ряда типовых проблем начинающих предпринимателей;
  • Постоянная поддержка и консультация от головного офиса;
  • Реклама со стороны франчайзера;
  • Пассивный доход от продаж с первых месяцев;
  • Доверие к выпускаемой/продаваемой продукции со стороны потребителя;
  • Отсутствие необходимости в разработке бизнес-модели.

Роялти должно быть четко прописаны в договоре, поэтому внимательно изучайте документ, а так же заранее на этапе выбора франшизы, выясните у франчайзера, что он предлагает взамен уплаты роялти.

Была ли статья полезна?
Да, спасибо!
100%
Хотелось бы подробнее
0%
Я вообще ничего не понял
0%
Проголосовало: 5

Если у Вас ещё возникнут вопросы, задайте их нашему консультанту, заполнив форму ниже:

Андрей Слободчиков
Андрей Слободчиков
Получите подробную консультацию эксперта
ЕСТЬ ВОПРОС!

Оцените статью
Франшизы, Бизнес идеи
Добавить комментарий

  1. Виталий

    Все понятно, очень доступным языком разъяснили. Сам столкнулся с тем, что отсутствие роялти позволяет франчайзеру забросить проект

    Ответить
Adblock
detector