Паушальный взнос: что это такое простыми словами

Основные понятия

Паушальный взнос, говоря простыми словами, это единовременный платеж, который предприниматель передает франчайзеру за выход на рынок под брендом этой компании. Покупатель франшизы становится франчайзи — членом сети франшизы.

Что такое паушальный взнос

Понимание сути единовременной выплаты поможет в принятии правильных решений организационных задач собственного бизнеса. Создание франшизы помогает новой компании уменьшить риски начала своей деятельности, однако расходы на это увеличиваются, поскольку помимо обычных начальных инвестиций ей приходится платить разовый паушальный  взнос и роялти. 

При покупке франшизы существует два вида платежей: фиксированная плата и плата за роялти, которая представляет собой ежемесячную оплату, выдаваемую владельцу за регулярную поддержку (о роялти, чуть ниже).

Для успеха в бизнесе недостаточно иметь много денег. Многие бизнесмены готовы платить известной компании за возможность работать под ее брендом и иметь проверенную временем, доходную бизнес-модель. Но, необходимо помнить, что собственник франшизы, оценивает будущего партнера не только по возможности оплатить паушальный платеж.

Нужно быть смелым и изобретательным, чтобы поддерживать бизнес в течение длительного времени и конкурировать на рынке, даже имея прибыльную технологию. Только лишь оплата паушальной суммы, не дает гарантии, что бизнес пойдет в гору. Как это ни банально прозвучит, с франшизой тоже нужно работать :))

Вот, как объясняет термин «паушальный взнос» Директор департамента франчайзинга «Альтера Инвест» Мария Кузнецова:

История происхождения термина паушальный взнос

Сам термин родом из Америки — родины франчайзинга. Плата, необходимая при покупке франшизы и заключении концессионного договора, называлась «die Pauschal», что в переводе с немецкого — «большой кусок». Эта внушительная сумма, предназначенная для оплаты покупателем уже раскрученного бренда.

Юридические аспекты

Законодательство России не содержит документов, разъясняющих понятие «паушальный взнос». Это не говорит о том, что российский франчайзинг вне закона или не существует совсем. Услуга активно работает и ее популярность растет.

Взаимодействия между правообладающим предприятием и партнерами урегулированы в специальном юридическом документе — договоре коммерческой концессии.

В нем говорится, что физическое или юридическое лицо — «франчайзи», передает определенную сумму денег владельцу бренда — «франчайзеру» сразу после заключения договора.
Каждый договор франчайзинга регистрируется в Роспатенте.

От чего зависит размер паушального платежа и как он уплачивается

Поскольку рынок франчайзинга в нашей стране не является сильно регулируемым, не существует установленного размера паушальной цены. Это остается вопросом переговоров и договоренностей между сторонами.

На величину одноразового взноса не влияет состояния экономики в федерации или другие условия соглашения. Чаще, предприниматель оплачивает паушальный сбор вперед и полностью, но бывают ситуации, когда владелец франшизы разбивает паушальные платежи на несколько частей.

Если франчайзи открывает второй франчайзинговый бизнес, то фиксированный платеж должен оплачиваться повторно. Сегодня на коммерческом рынке насчитывается порядка 2800 франшиз, вследствие чего конкуренция стремительно возрастает. Многие компании используют гибкий подход к условиям выплаты паушального взноса, как способ выделить себя из общей массы.

Паушальный взнос является фиксированным, хотя встречаются исключения. По статистике 2020 года, 28% франчайзеров делали скидку на размер паушального платежа, а 15% давали рассрочку на его уплату.

Паушальный взнос

Детали выплаты паушального взноса

В договорном соглашении, заключающемся между партнерами франшизы, прописаны условия и сроки выплаты одноразового взноса. Компания-покупатель получает определенное право на пользование брендом, выступает под этой торговой маркой, реализует продукцию или предоставляет услуги.

Кроме того, она имеет право на другие привилегии, к которым относятся:

  • технология производства;
  • бизнес-модель франшизы;
  • стратегии;
  • право использования;
  • обучение персонала;
  • собственные инструкции;
  • поставка оборудования и многое другое.

После полного погашения взноса право обладающая организация активно сотрудничает с компанией или бизнесменом, приобретавшим у нее лицензию. Франчайзер может пойти на уступки и взять с покупателя взнос в рассрочку, но в большинстве случаев единовременная сумма должна выплачиваться в полном объеме и сразу.

Цена франшизы и размер

Как и стоимость любого товара, цена франшизы состоит из суммы себестоимости и прибыли продающей стороны. Зафиксированная величина взноса должна учитывать затраты продавца на создание необходимых условий для бизнеса покупателя.

Предпринимателям, желающим быстро и эффективно расширить дистрибьюторскую сеть, не нужны большие единовременные суммы. Чем больше у них партнеров, тем больше территорий они могут охватить, тем быстрее и эффективнее решают проблемы с конкуренцией. Эти мероприятия приводит к повышению узнаваемости торговой марки и увеличению количества клиентов, заказов и выручки.

Диапазон величины паушальных взносов достаточно широкий — от 15 тысяч до 15 миллионов рублей.

Сумма платежа зависит от всех средств, растраченных компанией на следующие мероприятия:

  • реклама;
  • право на использование бренда;
  • анализ рентабельности новых запускаемых торговых точек;
  • обучение опытных сотрудников;
  • приобретение технического оборудования;
  • создание проектов;
  • многочисленные переговоры с владельцами торговых центров;
  • создание личного сайта компании;
  • транспортные расходы.

Коротко, паушальный платеж вносится франчайзеру за бренд (товарный знак), бизнес-процесс и обучение.

Перечисленные расходы компенсируются фиксированной суммой. Но продавец своего имени может устанавливать цену, не отбивающую у партнеров желание сотрудничать в начале бизнеса.

Стоимость франшизы пропорционально зависит от оценки франчайзера за право работать под собственным брендом. Чем выше оценка, тем больше стоит этот товар.

Компания индивидуально рассчитывает собственную сумму паушального взноса, поскольку в законе не указаны точные величины фиксированной платы. Она составляет не более 20-25% от общей стоимости франшизы. При выборе известного бренда следует обратить внимание на размер начальной фиксированной суммы.

Основное правило ценообразования заключается в предложении товара или какой-либо услуги по цене, доступной для покупателя и выгодной для продавца. Опытные бизнесмены считают, что стоимость франшизы должна соизмерятся с ее реальной стоимостью. Слишком маленькая и чересчур завышенная фиксированная плата вызовет сомнение и подозрение, так как покупатель перед сделкой владеет информацией о соответствии ценности бренда и предлагаемой комплексной поддержке.


Каждая франшиза имеет определенные характеристики, преимущества и недостатки. Каждый франчайзер устанавливает свою цену за прием в ряды партнеров компании, которая складывается из различных показателей. Но правила одинаковы для всех. Именно поэтому многие компании при расчете единовременной выплаты учитывают все возможные риски, чтобы удовлетворить требования обеих сторон.

Подводные камни франшизы без паушального взноса

Существуют ситуации, когда франчайзер декларирует паушальный взнос равный нулю.
Тут необходимо понимать, что компания, предлагающая свою торговую марку, просто частично откладывает свои затраты в будущие роялти. В случае небольшой или нулевой фиксированной платы, ее можно компенсировать крупными ежемесячными платежами.

Случаются события, когда франчайзер получает свой основной доход не от фиксированной платы и роялти, а от реализации франчайзи собственных выпускаемых товаров. Таким способом зарабатывают средства большинство сетевых магазинов обуви и одежды. Собственники торгового бренда оказывают помощь своему партнеру в открытии торговой точки, и в будущем являются единственным поставщиком фирменной продукции.

В сложившейся на сегодня экономической ситуации уменьшение фиксированной платы можно рассматривать как способ устранения конкурентов. Известно множество случаев, что дешевые франшизы продаются лучше и быстрее. Главное для предпринимателя, разобраться в качестве подобного продукта, а также взвесить возможность уплаты более высоких ежемесячных платежей в качестве роялти.

Рынок франщиз ежегодно увеличивается, а ассортимент недорогих и доступных товаров становится все больше. Франчайзеры становятся перед фактом уменьшать фиксированную плату к минимуму, покрывая самые основные затраты.

Когда и как можно вернуть паушальный взнос

Единовременный платеж можно вернуть в некоторых случаях. Во-первых, если договор о франчайзинге был составлен и заключен с ошибками. Во-вторых, оформленное соглашение не зарегистрировано в Роспатенте. Это происходит, когда новички в попытке создать франчайзинговый бизнес в короткие сроки не заказывают юридическую и экономическую оценку концессионного документа.

Юристы при составлении договоров иногда допускают грубые технические и грамматические ошибки. В таких ситуациях договоры можно расторгнуть по соглашению сторон или в судебном порядке, а выплаченные средства — возвратить прежним владельцам.

Чтобы начать процесс возврата паушального взноса, необходимо выполнить два условия:

Проверить статус договорного соглашения на сайте ФИПС (в разделе Официальные публикации. Для этого необходимо на главной странице сайта ФИПСа в горизонтальной строке найти закладку ПОИСК и перейти в Официальные публикации).

Проверка регистрации франшизы в Роспатенте

Отправить франчайзеру заявление о возврате денег в письменной форме.
Основным предметом договора коммерческой франшизы является передача права на использование раскрученного бренда. Паушальный взнос реально вернуть при условии, если исключительное право франчайзера не перешло покупателю.

Если продавец фирменного бренда отказывается вернуть ошибочно уплаченную сумму, обращение в суд для покупателя — единственный правильный ход. Между сторонами концессионного соглашения судебные разбирательства  не редкость.

Причинами подачи иска в судебный орган являются:

  • -банальное мошенничество со стороны франчайзера;
  • -некомпетентность и недобросовестность с другой стороны

Бухгалтерские нюансы и паушальный налог

Обе стороны договора франшизы будут признавать фиксированную плату в качестве нематериального актива. Если продажа франчайзинговой схемы является главным источником прибыли для компании, фиксированная плата будет отражена в отчетности бухгалтера как часть дохода от продажи. С другой стороны, если львиная доля прибыли предприятия поступает от других видов деятельности, фиксированные платежи включаются в операционный доход.

В бухгалтерском учете франчайзи фиксированная плата отражается как начисленные затраты. Общая сумма платежа делится на одинаковые части и распределяется как затраты на коммерческую деятельность в течение срока действия соглашения о франшизе.

При расчете налога на фиксированную плату, необходимо учитывать, что уступка прав на использование товарного знака за вознаграждение рассматривается как оказание услуг. В связи с этим размер государственной пошлины рассчитывается, начиная от даты вступления в силу соглашения.

Налоговый платеж уплачивается с предоплаты, после чего компания-продавец выписывает счет, действительный в течение 5 банковских дней. После передачи прав НДС уплачивается со всей суммы вознаграждения, полученного предприятием.

Таким образом, фиксированная плата является единовременным платежом за приобретение франшизы.

Однако существуют и франшизы без фиксированной платы, так как она включается в первоначальные вложения или текущие платежи.

Компания N успешно расширяет собственную франчайзинговую сеть с 2005 года. В нее входят более одной тысячи бизнесменов-предпринимателей. Стоимость франшизы составляет 370 тыс. руб., продажа стала основным средством дохода головной организации. По этой причине все фиксированные платежи отражаются в бухгалтерских отчетах как часть дохода от продаж. Однако если взять компании, в которых франчайзинг является не основной частью прибыли, а дополнительным приложением, то он считается частью дохода операционной деятельности.

Роялти и его отличие от паушального взноса

Паушальный взнос — не единственный платеж, входящий в обязательства франчайзи. Кроме единовременной платы, будущий бизнесмен и предприниматель выплачивает регулярный взнос-роялти. Этот  платеж отличается от паушального взноса способом расчета и сроками оплаты. Роялти нужно оплачивать ежемесячно согласно предоставленному расчету. Иногда размер платежа фиксированный, но чаще ставка рассчитывается в зависимости от видов предпринимательской деятельности.

Роялти выплачивается франчайзеру за текущую поддержку (IT-систему, обновления в бизнес-процессах,  маркетинг).

ПАУШАЛЬНЫЙ  ВЗНОСРОЯЛТИ
Единоразовый платеж при покупке франшизыЕжемесячный платеж, который франчайзи уплачивает франчайзеру
Бренд, торговая маркаIT-система
Бизнес-системаОбновления в бизнес-процессов
ОбучениеМаркетинг
таблица сравнения

Чтобы не доставлять самому себе хлопот, не допускать больших расходов и не тратить время на судебные заседания, требуется быть внимательным при оформлении партнерского соглашения. Во время подписания договора обсуждать спорные моменты и задавать неудобные вопросы. Франчайзеру и франчайзи лучше обращаться к специалистам за юридической помощью и выявлением неясных моментов.

Юлия Д.
Оцените автора
Франшизы, Бизнес идеи
Добавить комментарий

  1. Алексей

    На сколько можно доверять франшиза без паушального взноса? Будут ли они эффективны, станут ли оказывать поддержку франчайзи?

    Ответить
Adblock
detector